Онлайн-опция "Попробовать"
Вам действительно не нужно настраивать какое-либо окружение, чтобы начать изучение языка программирования D. Причина очень проста, мы уже создали окружение языка D онлайн под кнопкой «Попробовать». Используя эту возможность, вы можете писать и выполнять все приведённые примеры онлайн, одновременно с изучением теории. Это придаст вам уверенности проверять всё, что вы прочитали и получать результат при различных вариантах входных данных. Не стесняйтесь изменять любой пример и выполнять его через Интернет.
Попробуйте выполнить следующий пример, используя ссылку «Попробовать», расположенную в правом верхнем углу нижеприведенной области с кодом:
import std.stdio; void main(string[] args) { writeln("Hello World!"); }Для большинства примеров, приведенных в этом учебнике, вы найдете кнопку «Попробовать», поэтому просто используйте её и наслаждайтесь обучением.
Если вы всё-таки готовы настроить своё окружение для языка программирования D,
вам понадобятся следующие две программы, доступные на вашем компьютере:
(a) Текстовый редактор,
(b) Компилятор D.
Он будет использоваться для ввода вашей программы. Вот примеры нескольких редакторов: Блокнот Windows, команда ОС Edit, Brief, Epsilon, EMACS и vim или vi.
Экзотичненький списочек, про Brief и Epsilon я вообще раньше не слышал... Я в винде использую Notepad++, подсветку D-синтаксиса он поддерживает. Под Linux существуют тысячи текстовых редакторов, и, скорее всего, любой из них подойдёт. Например те, что в конкретном дистрибутиве используются по-умолчанию (gedit, kate и т.д.) – прим. пер.
Имя и версия текстового редактора могут различаться в разных операционных системах. Например, Notepad будет использоваться в Windows, а vim или vi можно использовать как в Windows, так и в Linux или UNIX.
Файлы, созданные с помощью вашего редактора, называются исходными файлами и содержат исходный код программы. Исходные файлы для программ на D именуются с расширением ".d".
Перед началом программирования убедитесь, что у вас уже есть один текстовый редактор, и у вас достаточно опыта для написания компьютерной программы, сохранения её в файле, её построения и, наконец, выполнения.
Большинство современных реализаций D скомпилируются непосредственно в машинный код для эффективного выполнения.
Нам доступно несколько D-компиляторов, вот их список:
DMD − Компилятор Digital Mars D является официальным компилятором D от Walter Bright.
GDC − Front-end для фонового компилятора GCC, построенный с использованием открытого исходного кода компилятора DMD.
LDC − Компилятор на основе front-end DMD, который использует LLVM в качестве фонового компилятора.
Все вышеупомянутые различные компиляторы можно загрузить со страницы загрузки сайта языка D.
Мы будем использовать 2 версию D, и мы не рекомендуем загружать D1.
Давайте воспользуемся следующей программой helloWorld.d. Мы будем использовать её как первую программу, которую мы запустим на выбранной вами платформе.
import std.stdio; void main(string[] args) { writeln("Hello World!"); }
Загрузите инсталлятор для windows.
Эта ссылка ведет к версии 2.064, видимо это была последняя версия на момент написания учебника. Лучше скачайте последний инсталлятор со страницы загрузки, упомянутой в предыдущем подразделе. Тоже самое касается ссылок для различных дистрибутивов Linux и для Mac OS X, приведённых в следующих подразделах на этой странице – прим. пер.
Запустите загруженный исполняемый файл для установки D, которую можно выполнить, следуя инструкциям на экране.
Теперь мы можем создать и запустить d-файл, скажем helloWorld.d, переключившись на каталог, содержащий файл с помощью cd, а затем используя следующие шаги -
C:\DProgramming> DMD helloWorld.d C:\DProgramming> helloWorld
Мы можем увидеть следующий вывод.
hello world
C:\DProgramming – это каталог, который я использую для сохранения моих примеров. Вы можете изменить его на каталог, в который вы будете сохранять D-программы.
Замечание для русскоязычных пользователей Windows. Примеры выводят результаты своей работы на системную консоль.
В русскоязычной Windows кодировка такой консоли называется cp866, и она не поддерживается напрямую в языке D,
весь русскоязычный текст там будет отображаться неверно.
Вы можете либо выполнять примеры учебника в браузере через кнопку "Попробовать", либо исправить кодировку этой консоли.
Для исправления кодировки выполните у консоли следующие действия:
1) Вызовите свойства консоли (кликните по иконке окна слева в заголовке, в появившемся меню выберите "Свойства")
2) Откройте вкладку "Шрифт", там выберите шрифт "Lucida Console", нажмите ОК
3) В самой консоли наберите команду перехода на кодировку Utf8: chcp 65001
После этих действий консоль будет нормально отображать юникодные русские буквы, в том числе из программ на D.
– прим. пер.
Загрузите инсталлятор для debian.
Запустите установку загруженного пакета для установки D, которую можно выполнить, следуя инструкциям на экране.
Теперь мы можем создать и запустить d-файл, скажем helloWorld.d, переключившись на каталог, содержащий файл с помощью cd, а затем используя следующие шаги -
$ dmd helloWorld.d $ ./helloWorld
Мы можем увидеть следующий вывод.
$ hello world
Загрузите инсталлятор для Mac.
Запустите установку загруженного пакета для установки D, которую можно выполнить, следуя инструкциям на экране.
Теперь мы можем создать и запустить d-файл, скажем helloWorld.d, переключившись на каталог, содержащий файл с помощью cd, а затем используя следующие шаги -
$ dmd helloWorld.d $ ./helloWorld
Мы можем увидеть следующий вывод.
$ hello world
Загрузите инсталлятор для fedora.
Запустите установку загруженного пакета для установки D, которую можно выполнить, следуя инструкциям на экране.
Теперь мы можем создать и запустить d-файл, скажем helloWorld.d, переключившись на каталог, содержащий файл с помощью cd, а затем используя следующие шаги -
$ dmd helloWorld.d $ ./helloWorld
Мы можем увидеть следующий вывод.
$ hello world
Поддержка языка D в виде плагинов присутствует в большинстве существующих IDE. В том числе:
Visual D plugin – это плагин для Visual Studio 2008-15
DDT – это плагин для eclipse, который предоставляет автодополнение кода, отладку с помощью GDB.
Mono-D поддерживает автодополнение кода, отладку с поддержкой dmd/ldc/gdc. Это часть GSoC 2012.
Code Blocks – это многоплатформенная среда разработки, которая поддерживает создание, подсветку и отладку проектов на D.
От себя упомяну ещё про Dlang IDE – IDE, написанная на самом D.